Вы здесь

Реабилитационный центр в Красноярском крае

Директор АНО «МИР Человека — Реабилитационный центр Софьи Михайловской», Красноярский край

Дорогие участники семинара!

Сожалею, что мои обстоятельства на настоящий момент складываются так, что единственная форма моего участия в такой дорогой моему сердцу встрече — это мое письменное обращение к вам.

Я желаю всем здоровья и плодотворности в том творческом союзе, который неформально объединяет вас сегодня на этом семинаре.

В связи с тем, что тема, которой я коснусь — это тема войны, ее проявлений и ее последствий, а также с тем, что продолжаю внимательно всматриваться в духовное наследие, которое оставил нам с братом наш отец, Михаил Семенович Михайловский, и которое тоже очень тесно связано с войной и ее последствиями, мне хочется поделиться следующими размышлениями. Продолжая начатое когда-то в очерке «Судьба» — биографической справке о жизни нашего отца.

В нашей семье как-то вообще не велись военные разговоры. Война ассоциировалась с другим: раненые и помощь им. Не велись разговоры на тему о жестокостях, личных подвигах, боевых маневрах. Я не упомню таких разговоров. Может быть, потому что я была девочкой, и мне не было это интересно. Но скорее всего потому, что не это было важным для отца в обсуждении военной темы. Участие в войне, травма, полученная в бою и оставившая свой глубокий след на теле и в душе моего папы, стали стимулом к деятельности, которой папа посвятил свою жизнь. Он станет врачом, хирургом, педагогом, мыслящим и нравственным человеком…

Человек никогда, ни при каких обстоятельствах, не лишен выбора. Это закон его развития. Жизненный закон. И выбирая меньшее, он обязательно пожертвует большим.

И все дело в том, что же является для человека подлинной ценностью? Как движется он к прозрению в этом вопросе? Испытав на себе проявления жестокости, как в дальнейшем он понимает цель своей жизни? Как формулирует он в своем сознании свою жизненную задачу? Я говорю в данном случае не о профессиональном выборе, но о глубоких сдвигах в качестве своего отношения к окружающей его сложной реальности. Как рождается человек подлинный?

И если вернуться к размышлениям о судьбе моего отца, то думаю, что все свершалось по высшим законам и папа должен был пройти уготованный ему путь, чтобы явить собою большее, чем это было бы возможным при менее травматичных обстоятельствах…

Реабилитология — это прежде всего наука о человеке. И нам уже понятно, что человек — это не «руки и ноги», и не только лишь разумное существо (ибо именно разум позволил человеку прибавить к естественному для животного рефлексу «отгавкаться в ответ» технические сооружения, способные взорвать планету. И именно разум способен на изощренные измышления, оправдывающие массовые убийства. ). Понимание этого, особенно в тех случаях, когда не работают или отсутствуют руки и ноги, концентрирует внимание реабилитолога на том, что начинает зримо проявляться именно в условиях «ограниченных возможностей». Люди, потерявшие зрение или слух, лишившиеся рук или ног, но не утратившие человеческого достоинства, начинают проявлять свое подлинное лицо. Устремившееся стать прекрасным. Ценность человека, способного собрать себя заново из кажущихся обломков, способного сажать цветы на пепелище своих погибших надежд, огромна. Именно в нем концентрируется тот процесс жизнеутверждения, в котором так нуждается сегодня человеческое сообщество. В обретении смыслов высшего порядка. Именно с этого, кажущегося сегодня высоким, уровня, должно говорить о нормах человеческих проявлений. Психические и физиологические параметры рефлексии — восприятия, реагирования, энергоинформационных преобразований во внутренних средах человеческого организма — все это является производным и зависимым от устойчивости и направленности человека в ситуациях сложного выбора.

Процесс обретения высшего смысла не абстрактен. К нему невозможно подойти логическим путем, только лишь рассуждая о жизни. Конечно же, ее надо проживать. Осознавая полноту своего существования в способности не накапливать, но создавая, отдавать.

Но что составляет суть мира, который мы созидаем? И не является ли серьезной проверкой нашей человечности критическая ситуация, когда созданное нашими трудами и любовью уничтожается в ненависти?

Я не думаю, что эти вопросы создает моя мятущаяся голова, которой мало ежедневных забот. Вопросы рождаются во мне тогда, когда в критических ситуациях выбора мне необходимо сохранить в себе способность видеть и учитывать большее, чем это требуется для обыденного поведения. Увиденное благодаря чрезвычайным, зачастую тяжелым, обстоятельствам, запоминается и создает ту основу, на которой со временем и опытом формируется качество личной ответственности за сохранение и качество жизни рядом с тобой.

И полагаю, что формированию этих вопросов способствует сам характер проживаемого нами времени. Я вижу это время особенным. Да, войны на земле велись всегда. Они составляли неотъемлемую часть человеческой истории. И возможно, что зло во все времена имело сходные проявления. И сегодня, философствуя о жизни, существование зла оправдывается знаменитым «законом единства и борьбы противоположностей». Но разве матери, для того, чтобы любить своего ребенка, необходимо его ненавидеть?

Реабилитология — не философская наука. Реабилитолог должен уметь действовать. В соответствии с теми смыслами, которые он обрел, как высшую ценность своей жизни. И для реабилитолога понятие «вирус зла» — не мифический образ. Мы видим, как заразительна потребность нашего естества ответить агрессией на агрессию — от маленьких внутрисемейных стычек до политических решений в борьбе с мировым злом — терроризмом. От обиды и осуждения, возводящих внутренние преграды между людьми, не сумевшими придти к обоюдному пониманию друг друга в относительно мирных условиях - до принципиальных позиций мировых государств, включающихся в борьбу с терроризмом путем вооруженного противостояния.

(Предвосхищая вопрос : а как же можно остановить безумие террора? — скажу здесь, что я вовсе не за то, чтобы позволять агрессивно настроенному человеку творить действия, до которых додумался он или те, кто им вертят. И применение силы для предотвращения гибели неповинных людей в огромном количестве случаев необходимо и оправдано. Но не оставляется ли здесь непоколебленной сама основа конфликта? И не укрепляется ли она дополнительными возможностями проявлений, если применение силы имеет характер ответной агрессии?)

Зло не только распространено. Оно концентрировано своей сутью в глубинах подсознания каждого человека, в матричных кодах его памяти, направляя его рефлексию на «поиск врага» и изощряя его разум в поиске «наилучших» способов его уничтожения. Разделяя и властвуя…

В мире сегодня очень много людей, способных к положительным размышлениям, к созидательным инициативам, но авторы инициатив разобщены – территориально, ведомственно, разностью взглядов и подходов к решению одних и тех же задач. Просто многочисленностью привычек и привязанностей, которыми человек порою дорожит более, чем подлинными ценностями. Что в действительности мешает творческим людям соединяться и умножать силы в поиске и нахождении наилучших подходов к решению жизненных задач?

Преодолеть эти препятствия возможно только дружбой, способностью в минуты внутренних «горений», личностных противостояний сохранять в себе и через себя самое ценное. Без которого невозможно единство человеческого рода и гарантии его выживания.

Завершение этапа государственной регистрации Центра реабилитации в Красноярском крае означает одновременно открытие нового этапа в развитии реабилитационной службы.

И я выражаю огромную благодарность Зеленоградскому Центру, «МИРу Человека» и его основателю, Валерию Михайловичу Михайловскому, за доверие и психологическую поддержку моим устремлениям. Поддержку, ценность которой для меня велика.

И многое, в связи с этой благодарностью, рождается во мне. Как отклик и как продолжение и развитие тех его замыслов, которые я сумела воспринять. Для этого — дальнейшая работа, для этого — жизнь…

Здесь же, в связи с изложенным выше, скажу, что реабилитационную деятельность, включающую в себя разнообразные виды квалифицированной помощи, выделяет обращение к мировоззренческой основе. В любых конкретных случаях реабилитолог устремлен помочь человеку обрести для себя, как опору в развитии, мировоззренческую основу. И конечно же, качество найденной основы, ее прочность и широта, не только будут способствовать нейтрализации острых травматических проявлений, но и определят качество жизнедеятельности человека, его здоровья и его поведения.

Исходя из такого понимания роли мировоззрения в процессе исцеления человека, формируется и содержание Реабилитационной Программы, и содержание подготовки коллектива для работы в тех или иных конкретных ситуациях.

В качестве примера предлагается отрабатываемый совместными усилиями коллектива добровольных помощников вариант Обращения к человеку, длительное время прикованному к постели (инвалид детства, спастический паралич. 1953 г.р.)

Обращение

Игорь! У тебя есть тело. И оно тебе неподвластно. Вместо того, чтобы служить тебе, оно лежит бесполезным и тяжким грузом. Приковывая тебя к кровати. Грузом, который ты (по твоим собственным словам!) хочешь сбросить.

Но — сбросить груз возможно, только потеряв жизнь. Здесь выбора нет.

Поэтому давай думать вместе

У подавляющего большинства людей тело их также не слушается. Ноги их часто поворачивают не в ту сторону, в которую следует им идти. Руки хватают не то, что им в действительности нужно. Их постоянно захлестывают эмоции, с которыми они не справляются. Их водят за собой на поводке ненормальные мысли…

Этот «ряд непослушаний» можно продолжать. И хотя большинство людей на земле имеют большие, в сравнении с тобой, возможности управлять своим телом, почему-то они остаются рабами своего тела.

Получается, что по этому признаку — зависимости от своего тела, между тобой и другими людьми можно поставить знак равенства (хотя мы уже сегодня начинаем понимать, что равенство по этому признаку опускает нас, людей, ниже животного уровня. Разрушая в нас человеческое).

И, конечно же, твое человеческое не в этом теле. Оно — в другом. И обстоятельства, в которые ты попал, получив для жизни именно это непослушное тело, оборачивается для тебя прекрасным условием – пристальнее и подробнее всмотреться в это «другое». Это «другое» надо сегодня выделить, определить для себя как главную ценность и, сконцентрировав все свои усилия на его развитии, раскрыть его для людей. При этом позаботившись о том, чтобы оно стало интересным и полезным кому-то.

Каждому человеку очень важно знать, что лично он, именно его личная жизнь кому-то очень нужны. И что тот человек, которому ты нужен, свободен от мелочных притязаний к тебе. Иными словами, в твоем лице он нуждается в том, что предоставить ему можешь только ты, и никто другой.

Возможно, что это странно слушать тебе. Который сам остро нуждается в помощи

Чтобы стать вполне здоровым, человеку надо выпрямиться и встать в рост. И в данном случае я определяю это как образ. А не как физическое действие. Если физическое действие по каким-то причинам на сегодня не осуществимо, это не значит, что человек лишен возможности расти. Часто это как раз наоборот.

Конечно же, ты находишься в зависимости от очень многих дополнительных обстоятельств. Нет нужных приспособлений, помогающих твоим посильным перемещениям; нет рядом физически сильного человека, на которого можно опереться, и хотя бы(!) сесть. Нет многого другого, без которого ты беспомощен. Зависимость эта угнетает. Ты не свободен.

Но что значит для человека быть свободным?

Интересно, что в языке синонимом понятия «свобода» является понятие — «воля».

Тело, которое тебе надо поднять, сегодня можно образно уподобить глыбе. Глыбу как поднять?

Особенно, если внутри нет точки опоры

Так вот, ты должен встать не за счет твоих ног. Они тебе сегодня не опора… Когда-то Жуковский — создатель первого в России самолета, (его у нас называют «отцом русской авиации»), произнес фразу. Она стала крылатой: «Человек полетит, опираясь не на силу своих крыльев, но на силу своего разума». И ты видишь, что эти слова сбылись – щупленький летчик поднимает в небо махину, в тысячу и тысячу раз превышающую по своему весу вес его собственного тела. Сейчас, когда мы смотрим в небо и видим там самолет, мы можем сказать: «Ну, это развитие техники, это технический прогресс!» И еще что-нибудь в этом же слабом духе. Технический прогресс создает множество приспособлений для ленивых. И летчик, поднимающий в воздух самолет, тоже не первооткрыватель. Обучаясь вождению самолета, он пользуется готовыми инструкциями.

Важно стать первооткрывателем. Область, в которой ты будешь работать всеми своими чувствительными и двигательными особенностями — лично твоя область, ждет от тебя открытий.

Наверное, сейчас время определиться с задачей

Для начала пусть она будет простой. Надо отобрать серию движений, которые ты должен делать регулярно, независимо от эмоционального состояния и физического самочувствия. Эти факторы, конечно же, влияют и на процесс работы, и на её результат, но это уже относиться к технике исполнения. Которую тебе надо будет оттачивать.

Задания для себя ты внесешь в Дневник и будешь, благодаря Дневнику, развивать в себе способность изучать себя. Дневник — это не просто бумага, которую ты используешь для каких-то своих целей. Отношение к дневнику должно стать суверенным. Это сделает твой труд полноценным и плодотворным.

О глубинных закономерностях такого подхода к твоим проблемам мы обязательно заговорим. Но пусть это будет чуть позже. Когда работа заинтересует тебя и ты начнешь делать первые открытия в твоей личной области.

Первые трудности, которые у тебя возникнут, будут психологического характера. Монотонные, повторяющиеся изо дня в день движения, не приближающие тебя к ожидаемому результату. Ощущение бессмысленности собственных усилий — очень серьезная психологическая трудность. Её нельзя недооценивать. Но этот барьер надо взять. Смысл надо сформулировать самому. И вот этот процесс формулирования смысла станет на ближайшее время для тебя решающим. Базовым. Именно через него перед тобой начнет раскрываться дальнейшая перспектива твоей жизни.

Точка опоры

В ходе твоей деятельности ты увидишь, что твои усилия в любом случае (как в случае достижении ожидаемого результата, так и при недостижении желаемого) имеют смысл. При этом интересно, что если задвигается какая-то часть твоего тела, это увеличит несомненно степень твоей физической свободы, принесет радость тебе и окружающим тебя, вдохновит на продолжение твоего труда. Это достижение затронет видимую часть твоего существа. О нем не надо будет дополнительно рассказывать что-то – оно будет очевидным для тебя и окружающих.

Но главные достижения все же будут находиться внутри тебя. Скрытые от глаз поверхностного наблюдателя, они незаметно и неуклонно будут делать свое дело.

И может быть, самое главное — они будут притягивать к тебе друзей…

Но это уже относится к законам роста…

О задачах

Прежде всего — обозначь для себя направленность усилий. Например — «я развиваю свои двигательные способности». Развивать — это тренировать. Прежде всего. Тренировка предполагает повторение и сверхусилие.

Затем в наборе движений надо выделить что-то объединяющее их. Например, самое элементарное: ты делаешь серию движений, реальных, мысленных, их объединяет концентрация твоего внимания на суставах. Только на суставах. Хотя ты и знаешь, что в движении участвуют и мышцы, и сухожилия, и связки, и кровеносные сосуды, и нервы. Но твое внимание погружено в движение сустава. Это очень важно. Так что, находя объединяющее разные движения начало, ты придаешь своей работе системный характер. Это означает, что ты тренируешь не только суставы, мышцы и прочее, участвующее в движении, но — прежде всего — мозг, его регулирующую и организующую способность. А в любом деле — «лиха беда начало». Мозг всегда ждет сигнала к деятельности.

Пока достаточно. Ты начинаешь работу над собой — своим телом, психикой. Постепенно тебе надо повышать свою грамотность в этих вопросах. Чтобы ты сумел стать консультантом тому, кто находится в похожем на твое положении. Сегодня соединить людей, заинтересованных в друг друге — возможно. Было бы что сказать. Было бы чем помочь друг другу.

И ты должен знать, что людей с подобными тебе заболеваниями и состоянием — много. И есть среди них те, для которых стремление к высшим достижениям — норма жизни. На них можно равняться и здоровым. . . .

Будем рады, если кто-то захочет откликнуться на этот случай и вступить в общение с Игорем и нами

Есть еще тема, которая, в нашем понимании, имеет прямое отношение к профилактике психического травматизма и снижению социальной напряженности, а значит, впрямую касается деятельности Реабилитационного Центра. Это тема межнационального и межконфессионального согласия, которая здесь в наших местах, на юге Красноярского края, имеет особенный оттенок и условия к благополучным решениям. В одной только моей деревне Бугуртак, в которой всего около 300 дворов, проживают представители разных национальностей: русские, немцы, татары, чуваши, тувинцы, евреи, лезгины, аварцы, армяне и др., являясь представителями разных вероисповеданий: православные христиане, мусульмане, протестанты, староверы, баптисты, члены Церкви Последнего Завета, Свидетели Иеговы, адвентисты 7-го дня. При различии взглядов на аналогичные догматы и различия в культовых отправлениях, представители разных конфессий относительно мирно сосуществуют друг с другом в бытовых условиях. Не трогая основ вероучений, обходя острые углы и не изыскивая основы для более тесных сближений. Хотя жизнь и подводит к задачам, которые решать надо сообща, «всем миром». Это прежде всего – заботы о детях, их воспитании и образовании, особенно дошкольном. (О важности дошкольного периода детства для дальнейшей жизни человека здесь говорить не будем.) Это отсутствие не только достаточных культурных центров для проведения досуга молодежи, но и отсутствие, « на корню»(!) самой потребности в постижении культуры у большинства коренного населения деревни, крайне примитивный уровень духовных запросов. Сообща замечательно решаются только вопросы коллективных запоев. Религиозные запреты в этом случае снимаются легко и находят оправдание. Но как только делается попытка соединить усилия для создания, например, детского сада общими усилиями верующих разных конфессий, проблема религиозной нетерпимости начинает обозначаться в виде молчаливого противостояния или единичных выпадов. И нам очевидно, что обойти это противостояние возможно только в одном случае. Если ничего не делать. А если делать, то никакие виды и формы мнимого уважения и поверхностного согласия, здесь не подойдут.

Мы видим, что разногласия на самом деле имеют под собой не религиозную почву. А религиозными мотивами лишь прикрывают свое неумение и нежелание договариваться. Одно из решений этой проблемы конфликтности мы видим в том, чтобы уже с маленьких лет, когда дети еще не засорены мнимой непримиримостью к мнению другого, а их стремление к объединению не сдерживается ни религиозными догмами, ни какими-либо другими «взрослыми» установками, которые, якобы составляют принципиальную основу их «реальной» жизненной позиции, неуклонно создавать условия для их тесного сотрудничества и дружбы.

Поэтому преобладающую часть своих усилий на настоящий момент я направляю на создание условий для работы прежде всего с детьми. Не разделяя их по категориям. Но наоборот — развивая те инициативы, которые способствуют объединению детей в коллективы. Вижу задачей не просто ввести детей в готовые условия, как принято говорить, «для развития творческих способностей», раскрытия их талантов и т.д. Но вместе с ними создавать эти условия. У нас нет денег, которые позволили бы нам купить, например, спортинвентарь или материалы для изобразительного искусства, театральных декораций, танцевальных костюмов и прочее, в достаточном количестве, или построить дом, в котором можно расположиться с удобствами, обучаясь чему-то полезному. Необходимость в деньгах и доме существует. Но отсутствие этого не сильно нас смущает. Мы изыскиваем возможности воспользоваться малым, чтобы создать большое. Например, сейчас мы задумали в Бугуртаке создать редакцию «Детской газеты». Мы начали создание редакции с коллективной мечты о собственном печатном органе, на страницах которого можно было бы помещать наши сказки и рассказы о своей жизни, искать через газету новых друзей. И догонять нашу молодежь, которая уже создала свою газету «Исток». Начало дружбе детей и взрослых было положено гораздо раньше, когда дети были маленькими. Детского сада в деревне, разумеется, не было, и мы начали воспитывать их большим родительским коллективом. Объединяя усилия и финансовые средства для создания материальных условий и вырабатывая единую педагогическую тактику. Теперь дети подросли, изменились их потребности, обозначились духовные запросы. Газета и редакция – серьезное общественное начинание в их жизни. Переход от игры к деятельности, где потребуются и профессиональные навыки – журналиста, репортера, умение пропагандировать это начинание, собирать и отбирать материал, умение верстать, печатать, распространять! И самое главное – помогать. Во всем. Уметь увидеть рядом слабого и правильно, тактично помочь ему. Создание «Детской газеты» и редакции – это образовательно-воспитательный Проект, который мы предполагаем выдвинуть на краевой конкурс грантов в сентябре в Красноярске. До сентября будем довольствоваться обычным фотоаппаратом, компьютером с множительным устройством, в черно-белом изображении. Начальный этап, когда идея должна привиться, должны раскрыться индивидуальные особенности наших детей, этих вспомогательных материальных условий достаточно. Расходы на бумагу, фотопленку, катридж и прочие мелочи мы в состоянии покрыть из собственных средств. И дети должны уметь воспользоваться этими вспомогательными условиями. Дальше – посмотрим.

Соединение благополучных детей и детей с проблемами необходимо. Но в условиях безнадзорности обычно проблемные дети «учат» благополучных. Мы видим возможность, через данный вид детской общественной деятельности, изменить ситуацию в противоположную сторону.

Одновременно с описанным Проектом мы поставили задачу разработать Программу начального общего музыкального образования, включающего создание детского хора под аккомпанемент фортепиано (правда, разболтанного и облезлого), выявить музыкально одаренных ребятишек для обучения их игре на фортепиано, наладить образовательный процесс по другим музыкальным дисциплинам (сольфеджио, музыкальной литературе и т.д.). Мы полагаем, что изучение искусств является не дополнением к базовому образованию, но должно, наряду с обучением ремеслам, составить фундамент образовательно-воспитательной системы. Однако хотя такая точка зрения и не встречает возражений, но осуществление этого принципа на практике чрезвычайно осложнено. Все собирается по крохам, помещения для музыкальных занятий нет. И так же, как заседания редакции газеты, занятия музыкой будут происходить в пространстве нашего дома-Центра.

К совместной деятельности по обоим Проектам привлекаются квалифицированные специалисты – большей частью на волонтерских началах, меньшей на основе трудовых соглашений в рамках Проектов. Здесь очень хочется сказать, что работа по данному Проекту становится возможной благодаря огромной помощи сотрудников библиотеки Московской консерватории, подаривших нашему Центру большое количество нотного и методического материала, прекрасных нотных тетрадей.

Здесь хочется пояснить, что хотя указанная деятельность не носит в себе специфического реабилитационного содержания, прямо направленного на работу с травматическими проявлениями, но мы рассматриваем эту деятельность как очень необходимый и серьезный фактор психологической и материальной поддержки маленьким и взрослым членам неблагополучных семей. Для более глубокой работы с внутренними проблемами людей нужна поддержка им в том, что им понятно и дорого. Это дети. В дальнейшем предполагается, что родители также будут привлечены к участию в работе с детьми при выполнении доступных видов работ: заготовка дров, изготовление костюмов, ремонтные работы и т.п. Мы устремлены к созданию прямых и открытых, доверительных взаимоотношений независимо от того, способны ли сегодня те или иные люди оправдывать доверие. Но нам есть чему поучиться друг у друга.

Третье направление деятельности касается создания учебно-производственной мастерской по производству вязаных изделий ручным и машинным способом, а в ближайшем будущем и изделий ручного и станкового ткачества – полотна и иных изделий домашнего назначения. Есть мастер – мой сын. Он инвалид детства, передвигается на протезах или с помощью инвалидной коляски. Однако необычайно трудоспособен, ответственен и имеет достаточный опыт организаторской работы с подростками и молодежью. В молодежной среде пользуется авторитетом, и имеет тяготение к воспитательной работе. С реабилитационной работой знаком, так как сам в детстве длительное время находился в «Школе реабилитации». В отличие от первых двух проектов, требующих для своего серьезного развития существенных затрат без надежд на самоокупаемость и даже финансовые возмещения от родителей, создание мастерской — это шаг к созданию собственной хозяйственной базы. Производственные средства и площади у нас пока ограниченные, но мы изучаем возможности получения кредитов на закупку необходимого оборудования (швейная машинка, оверлог, раскроечный стол, гладильный стол, утюги, достаточное количество пряжи для изделий, фурнитура, желательно еще две однофантурные вязальные машинки). Размещение мастерской возможно только на 2-м этаже нашего же дома на площади 12 кв.м.

Мы живем на земле. Возделываем ее, и обеспечиваем себя полностью на год овощными культурами, соей. В дальнейшем, при наличии определенной сельхозтехники, возможно расширение подсобного хозяйства, включая выращивание садово-ягодных культур и цветов.

У нас есть такое понимание, что эти три Проекта, и развивающееся подсобное хозяйство, дадут достаточный толчок к развитию Центра, его функциональной структуры, вариантов его внутреннего организационного построения, расширения его связей с миром. Это покажет дальнейшая жизнь.