Вы здесь

Организация работы Реабилитационного Центра Софьи Михайловской

На настоящий период времени  в практической реабилитационной деятельности работа с детьми у нас  занимает основное место. И хотя потребность в реабилитационной помощи есть и у представителей взрослого населения, мы по-прежнему сосредаточиваем  свои усилия на этом направлении.
Дети, посещающие наши занятия и участвующие в наших Программах, претерпевают  и преодолевают  трудности различного рода.  (с позиции  реабилитологии, мы именно так определяем  фокус нашего внимания к ребенку). У одних есть заболевания — туберкулез, анемия, энурез (ночное  и дневное недержание мочи), энкопрез (каломазание), фобии, общее недоразвитие речи,  дефекты произношения, у других трудности с обучением  в классах коррекции (V111 вид обучения), проблемы в общении со сверстниками и дома, отклонения в поведении и иное. Мы не лечим, и не занимаемся коррекцией в отдельном виде (хотя в качестве элементов в Реабилитационной Программе присутствуют и лечебные, и коррекционные методы — массаж, общая гимнастика, упражнения по развитию артикуляции, мимическая и пальчиковая гимнастика, логопедические занятия). Предпочтение мы отдаем психолого-педагогическим и социальным методам, обучению ремеслам и культуре.

Наши Программы мы разделяем на Образовательные и Реабилитационные. Образовательные Программы  составляются по отдельным видам рукоделия (шитье, вязание, изготовление мягкой игрушки): по рисунку, музыкальным занятиям (хоровое пение,  прослушивание музыки — детской и классической, по чтению литературных произведений с последующим их разбором. Программы по рукоделию мы составляем на короткие сроки — на 2-3 занятия. В эти сроки надо освоить навыки и завершить изделие. Затем программа обновляется — либо за счет нового изделия, либо по пути усложнения навыков. Здесь необходим простор для творчества… Образовательные программы обращены, как правило, к группе детей. Задания делим по степени их сложности для детей разных возрастных групп. Занятия групповые проходят по 3 раза в неделю общей продолжительностью по 3 часа. В остальные дни недели — индивидуальная помощь.

Сейчас мы налаживаем сотрудничество с детским движением «Радуга», основным направлением деятельности которого является «Школа ремесел». Дети, занимающиеся по Программе этой Школы, уже освоили азы мастерства и способны изготовлять хорошие изделия из лозы, керамическую посуду, ткут аккуратные  ворсовые коврики… Сейчас мы просматриваем адаптированный вариант занятий отдельными видами ремесел для наших детей. Осваиваем предварительный, нулевой курс.
Но это Образовательные Программы. Любая образовательная программа может стать реабилитационной, оздоравливающей, если  при проведении занятий особое внимание уделяется построению взаимоотношений между участниками, и созданию психологических условий, способствующих раскрытию  гуманных, личностных и творческих качеств ребенка, его сближению с другими детьми. Поэтому мы обязательно разбираем ситуации естественно возникающих конфликтов между детьми, приучаем их размышлять по поводу собственных действий, показывать ему  связь его поступка с последующими событиями. Стараемся учить его самостоятельно  сдерживать отрицательные порывы, выбирать лучший вариант действия. Разумеется, говорить о результатах в этой сфере рано и долго еще будет рано.  Важно сохранить направленность наших действий…

Соединить  обучение с воспитанием. Мы воспитываем детей, а дети воспитывают нас. И самая интересная и важная для реабилитации сторона в этом обоюдном  процессе это развитие через самовоспитание. Реабилитационный процесс осуществляется через совместное решение  задач по самовоспитанию. Так строится сотрудничество в решении сложных задач.  Я помогаю другому человеку тем, что показываю ему, как лично мне удается одолеть свой недостаток. Например, если ребенок проявляет нетерпеливость  при выполнении заданий, мы не только должны обозначить эту проблему для него, но и показать ему, как мы воспитываем терпение у себя. И надо найти у себя такую «изюминку», и чтобы было наглядно и убедительно. Так строится  двустороннее  сотрудничество — в единовременном  решении сложных задач.  Когда у каждой стороны своя сложность. И цена усилий велика, но при таком подходе  взаимопонимание  и доверительность налаживаются лучше всего.

В теме двустороннего сотрудничества есть, если приемлемо так выразиться, деловая, рациональная, сторона. Это обозначение задач, которые человек (в данном случае ребенок) обязывается выполнять регулярно, ответственно и  тщательно со своей стороны, и действий со стороны помогающего ему лица — действий, на которые ребенок может рассчитывать, если сам не может справиться. Мы изучаем сейчас этот вопрос, понимаем целесообразность Договора о двустороннем сотрудничестве. Но на этом этапе мы пока можем только обозначать такое сотрудничество в форме : «мы даем тебе знания, которые расширят твой кругозор, помогаем тебе овладеть новыми умениями, которые могут сделать тебя сильнее, интереснее  для окружающих тебя людей, сделать жизнь твою здоровой и полезной, но  без твоих усилий  жизнь твоя не  может измениться. Давай подумаем вместе, на что тебе сейчас надо обратить особое внимание, что тебе уже сейчас хочется начать делать самому, без помощи со стороны…». Важен этот доверительный разговор, но выйти на него непросто. Сказать можно, но если ребенок не готов воспринять эту информацию близко к сердцу своему и разуму, слова останутся словами. Мы наблюдаем это и ищем формы. И кроме того, в большом количестве наших случаев словарь ребенка беден. А ведь мы составляем Договор  именно с ним, он должен осознавать свои намерения. Ищем образы. Через мультфильмы, игровые сценки. Найдём. Расскажем.

Анализируя наши  встречи  с детьми  (именно так хочется обозначить наши занятия), мы задаемся вопросами: удалось ли нам понять сегодня этого ребенка глубже, какой новый позитив мы можем увидеть в его непослушании. Нашли ли мы форму проявления уважения к его стараниям, пусть даже самым маленьким, которая будет необходимой и достаточной? Насколько правильной была помощь, которую мы оказали ему при выполнении заданий, или она была недостаточной, или вовсе неуместной? Насколько это же самое удалось ребенку? Со своей стороны стараемся быть точными в высказываниях и оценках. И  иное разное, что возникает прямо по ходу событий. Вот такими вопросы себе  задаём и такие задачи решаем постоянно. В этом может быть ничего нового  и нет, в хорошей педагогике есть много прекрасных наработок, но новое здесь то, что мы именно через эти пути намерены придти к здоровью. И  сделать это доступными возможностями,  которые практически всегда есть в нашем распоряжении…

Так формируется наш коллектив, в котором, кроме постоянных сотрудников, есть и добровольные помощники, в частности члены молодежной организации «Рассвет». Но об этом в других репортажах…
Профессиональная деятельность коллектива предполагает, кроме практической работы, еще и обучение. Мы проводим один раз в  неделю семинар  под названием «Реабилитационное сообщество», на которых  изучали ряд тем, в том числе по истории создания «МИР Человека», просмотрели видеоматериалы по этой теме, просматриваем материалы сайта. Просмотрели фильмы «Форпост», «Цирк бабочек», размышляли над увиденным. Строим  планы.

Ряд встреч посвятили разработке Положения о нашем Центре, наметили  структурные подразделения, определили ответственных на направления деятельности. Подготовили подробные  материалы по  содержанию работы подразделений реабилитации и учебно-производственных мастерских. 
Работа всех увлекает, приносит как положено, и радости, и огорчения. Центр живет. Продолжение следует….

Фотоархив http://mircheloveka.ru/node/217