Вы здесь

Введение в реабилитологию

Реабилитология — наука о реабилитации после перенесенной травмы. Ее значение для человечества трудно переоценить.  С  одной стороны, она позволяет по-новому взглянуть на важнейшие вопросы развития человека и человеческого общества, а с другой, имеет огромное практическое значение для людей, нуждающихся в помощи после перенесенной травмы, для выхода из сложной жизненной ситуации, в которой может оказаться любой человек и в любое время.

Травма человека может проявляться не только местными повреждениями тканей и органов. Как правило, она сопровождается комплексом психологических переживаний, которые резко изменяют привычный уклад, нарушают жизнь.

Каждый человек в процессе жизни подвергается той или иной травме. И поэтому каждый, в определенной мере, знает это состояние. Когда, помимо физических страданий, испытываешь невыносимую душевную муку и одиночество… Кажется, что жизнь закончилась, но вдруг на помощь тебе приходит кто-то, кто берет твою боль на себя, кто разделяет твои переживания и вместе с тобой  выходит из тупика в котором ты находился. И когда ты не один, вдруг ощущаешь, что твои душевные и телесные раны начинают затягиваться быстрее, твой дух укрепляется. И вот уже ты снова живешь полной жизнью. Эта ситуация знакома  всем, пережившим травму, и ощутившим рядом с собой тех, кто не бросил тебя в трудную минуту. И это не обязательно профессионалы реабилитологии, имеющие специальное образование и опыт практической деятельности в этой области.  Как правило, это самые разные люди, но которых объединяет одно важное качество — умение сопереживать и брать на себя ответственность за других людей.  Но именно эти люди и позволяют нам лучше понять, какая важная работа открывается для профессионалов — реабилитологов. Как необходима реабилитология и сколь обширна область ее практического применения. Для каждого человека, каждый день.

 

Вчера я получил письмо-отклик: «Здравствуйте, Валерий Михайлович!  Я думаю, что могу выразить своё мнение ...  Картинка к статье "Введение в реабилитологию" выглядит угнетающе. Мне кажется, что можно было бы поставить что-то, дающее надежду». Например, эту картинку:

 

 Я очень благодарен за комментарий.  Действительно данная фотография очень красива, радостна и привлекательна, как новенький аппарат Nokia. И, конечно же, она, как и многие другие символы могут отражать реабилитологию. Но мною руководило стремление  взглянуть на реабилитологию с точки зрения накопленного человеческого опыта. Поэтому я прибегнул к этой, не совсем понятной, на первый взгляд, аллегории. И я хочу пояснить какую же связь с современным предметом — реабилитологией, я увидел в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Для этого обратимся к библейской притче в описании Евангелия от Луки (текст я частично взял на сайте dubus.by):

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: „отче! дай мне следующую мне часть имения“. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: „сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих“. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: „отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим“. А отец сказал рабам своим: „принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся“». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11-32).

На первый взгляд, кажется, что притча противоречит законам логики - младший сын, который промотал отцовское имущество, принимается с почетом, а старший, который верой и правдой помогал отцу, заслуживает порицание от него. В этой притче, тем не менее, устанавливается новая, высшая, евангельская логика, логика любви и всепрощения во имя любви. Этой притчей всякая обидчивость, злопамятливость, держание зла на кого-либо объявляется грехом. Человек должен всегда прощать и старший сын заслужил порицание за то, что не смог до конца простить своего младшего брата, а также за то, что поставил себя выше его. У него не было той любви к брату, какую имел отец.

Для иудеев, которым была рассказана эта притча, свинья была нечистым животным. И пасти свиней,  значит пребывать в душевной нечистоте, которая мучительна для человека: богат ли он или беден. Именно в таком состоянии крайнего погружения в грех, когда остаются одни неудовлетворенные желания, и удовлетворять их уже нечем, потому что они растут в геометрической прогрессии, и оказался младший сын.

Как блудный сын, видя свою нужду и вспоминая изобилие в доме отца, решается вернуться к нему, так и грешник, видя насколько одеревенела и озлобилась его душа, желает вернуть себе прежнюю радость жизни и любви.

Сын говорит себе: «Встану, пойду…» И делает то, на что решился: «Встал и пошел...». И нужно было не только говорить, но и действовать, чтобы вернуться на путь истины. И именно с этого осознания начался путь, который привел его к порогу любящего отца, к обретению новой жизни. 

Имеет ли эта история отношение к реабилитологии? Думаю, да!

В.М.Михайловский

Продолжение следует...