Конференция 2005

О центре и программах


Жизнь современного человека стала чрезвычайно напряженной. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, постоянный дефицит денег, физические и умственные перегрузки, загрязнение окружающей среды, межэтнические конфликты, войны, и как следствие, депрессии, болезни, даже порой желание расстаться с кажущейся никчемной жизнью - это заурядные явления повседневности. На эти негативные события в первую очередь реагирует психика, страдает душа, нервы, а уже потом начинает болеть тело. Известно, что большинство заболеваний имеет психосоматическую природу. При длительном действии повреждающего фактора истощаются функциональные резервы организма, нарушаются механизмы саморегуляции, углубляются негативные процессы, возникают новые нарушения гомеостаза. Иногда мы не замечаем, как страдание души перетекает в страдание тела. С "помощью" своего характера, привычек, мыслей мы часто создаем дополнительное отрицательное воздействие на свой организм. По сути, создаем постоянно действующий стресс сами себе. Храним и переживаем старые обиды, не желаем или не умеем прощать, испытываем гнев, ревность, зависть, страх, отчаяние, безнадежность, неуверенность, ненависть, печаль. Постоянное беспокойство о чем-то влечет за собой сначала неосознанное, а потом все более управляющее нами, стремление обезопасить себя, оградить от неожиданных вторжений. И эта стратегия безопасности, неутомимо разрабатываемая нашим индивидуальным и коллективным мышлением, приводит к разнообразным формам изоляции. По сути - изоляции друг от друга. Можно ли в случае такого неудержимого стремления к универсальной и принимающей глобальные масштабы изоляции говорить о развитии человека, о развитии общества?
Сама попытка обезопасить себя от того, что порождаешь сам, абсурдна. И нужен другой путь. Это путь изменения нашего мышления, наших стереотипов восприятия, реагирования на то, что как неизбежность, встает на индивидуальном жизненном пути.
Разобраться в себе, осмыслить свое поведение. Может быть, что-то сделал не так, что-то упустил, но можно еще многое поправить, если по-новому подойти к изменившимся условиям своей судьбы, изменить образ жизни. А образ жизни - это не только место, где мы проживаем, что едим, каким воздухом дышим, сколько двигаемся. Образ жизни характеризуют наши поступки, и в огромной мере определяют наши мысли и наши эмоции.
А что это значит - подойти по-новому? С каких позиций взглянуть на то или иное событие? В каких случаях следует сдержать себя, а в каких - ни в коем случае?!
К бесконечному разнообразию ситуаций невозможно приложить ограниченное количество ответов. Ответы на свои жизненные ситуации, по нашему глубокому убеждению, человек должен научиться находить сам. Находить самостоятельно, действовать осознанно и так же самостоятельно отвечать за последствия своих поступков. Как за последствия своей несдержанности, так и за последствия своего бездействия. Ведь сам характер времени делает нас причастными ко всему, что происходит сегодня вокруг нас

Основные вопросы, встающие перед реабилитологом - как вернуть человеку утраченную радость жизни? Как справиться с собственной агрессией и как правильно ответить на агрессию другого человека? Как достигнуть устойчивости положительных изменений личности?
И конечно же, этими вопросами не исчерпывается интерес реабилитолога. Но сам характер вопросов, их нацеленность на внутренний мир человека как на исходную точку всякого движения в человеческом сообществе, показывает область деятельности, которую мы обозначаем сегодня как специфическую для нашего предмета.
Одной из особенностей работы реабилитолога является очень тесное переплетение теоретической и практической деятельности, организованной мысли и своевременного реагирования. Умение наблюдать, изучать особенности человека, которому ты хочешь правильно помочь, и одновременно - создавать практические условия для самораскрытия человека. Реабилитолог ответственен за духовно-культурное пространство общения, которое он должен поддерживать и создавать усилиями своего ума, воли, действия, характерных поступков. Это тонкие, кажущиеся неосязаемыми сферы. Но именно от правильности построения этого пространства зависит эффективность работы, масштабность эффекта, его длительность и жизнеспособность.
В сфере деятельности реабилитолога очень сложно говорить о, например, профессиональных навыках. Нет стереотипных действий, нет манипуляций, которые можно воспроизводить с теми или иными вариациями. Правильнее говорить о качествах , которые позволят этому специалисту, зачастую в непростых обстоятельствах общения, находить правильное решение. Одно из наиболее важных качеств - это умение не терять бескорыстной жажды помогать человеку при самых неблагоприятных к тому условиях. Только бескорыстие приводит к доверию, так необходимому в нашей работе…
Существует разнообразие теоретических подходов к изучению личности, обилие практических методик, призванных регулировать те или иные формы поведения. Этого много. Выбор богат, но мы склоняемся к наиболее простому решению. И на наш взгляд, оно удовлетворяет многим требованиям, объединяя в себе и качества мысли, и качества чувственных проявлений, и способности действия.
Речь идет о роли личного примера поведения в различных ситуациях. В ситуациях, которые привычно вызывают негативное отторжение, агрессивные всплески или чувства безысходности. Человеку, проявляющему слабость перед жизненной реальностью, нужен убедительный пример поведения другого в подобной реальности.
А людям, у которых подорвано доверие к обществу, и которые деградируют именно на этой основе, нужен пример сообщества, в котором люди объединяются не на основе взаимной выгоды, но на дружбе. И способности, не взирая на личные потери, служить друг другу.
Это понимание роли примера и формирует личностные и профессиональные качества реабилитолога и составляет нравственный аспект методологии реабилитации.
Способность встать рядом, разобраться в причинах психологического тупика, сдержать собственный негативный эмоциональный выплеск (и тем показать пример выдержки другому), увидеть напряженную ситуацию с положительной стороны, испытать радость от общения друг с другом и излить эту радость на окружающих --таков человеческий облик реабилитолога.
Что же касается специфического профессионального багажа, он может быть пополнен из любой области предметной деятельности, которую затронет данный конкретный случай.
Реабилитолог учится видеть человека не только со стороны его жалоб и его личного взгляда на свои проблемы. Взгляд этот, особенно в случае конфликта, как правило, односторонен. Реабилитолог должен увидеть человека в полноте его взаимоотношений с окружающим его миром, понять образ его мыслей и совокупность его оценок, увидеть характерность поведения.
Для этого нужен более длительный и непосредственный контакт с человеком, нежели это возможно при периодическом консультировании и амбулаторных посещениях. А также нужны особые условия положительного характера, в которых человек неизбежно раскроет свои особенности. Как положительного, так и негативного характера. Своеобразная модель социума.
Создание такого условия, такой модели социума предлагает Центр. Человеку предлагается войти и пополнить своим участием среду общения.
Следующая особенность в деятельности нашего Центра - это коллектив людей, который формируется каждый раз заново, с каждой следующей стационарной группой. Мы называем его "реабилитационным сообществом".
Реабилитационное сообщество можно условно разделить на две части. Первая часть - относительно стабильный коллектив сотрудников. Он приписан к Центру и организован дополнительно системой производственных отношений, функциональных обязанностей. И который, от раза к разу, от одной стационарной группы до другой, накапливает потенциал разнообразнейшей многосторонней работы с людьми. Вырабатывая при этом ценнейшее качество - качество коллективного сотрудничества во благо тех, кто сегодня нуждается в помощи.
Вторая часть реабилитационного сообщества - это те, кто под названием "группы" присоединяются к жизни Центра, принося свои проблемы и доверяя свои судьбы…
Достижение положительных результатов в процессе стационарной реабилитации во многом зависит от характера формирующейся группы. При этом берутся во внимание общие определяющие факторы. К примеру: возраст, участие в военных конфликтах, двигательные нарушения, психоневрологические пограничные состояния, общий диагноз и т.д. Для окончательного формирования группы ведется активная работа на амбулаторном этапе. Организуются групповые и индивидуальные встречи, на которых осуществляется первичный этап реабилитации, предусматривающий знакомство участников программы ("учеников") между собой, персоналом Центра, условиями содержания в стационаре. (Что касается непосредственно интерьера и быта стационара, то они максимально приближены к домашним условиям, что очень положительно действует на оздоровительный процесс.)
На этом же этапе специалистами Центра разрабатывается общий проект Программы стационарной реабилитации, где обозначаются основные направления, задачи и мероприятия, учитывающие особенности группы.
Совместное круглосуточное проживание в стационаре способствует еще большему сближению участников программы, создает здоровую благоприятную обстановку. При этом участниками программы являются и сотрудники Центра. При этом все поведение сотрудников направлено на создание доверительных отношений, формирующих оздоравливающий психологический климат. И, как показывает практика, именно в этих условиях отмечается значительное улучшение здоровья.
Временному коллективу свойственно свободное общение, общая заинтересованность в ближайших результатах, активная творческая деятельность.
Главная задача программы - создание условий для самораскрытия личности. И работа строится таким образом, чтобы побудить участников программы искать новые возможности и пути изменения своего отношения к болезни, к окружающим людям, к миру.
Занятия оздоровительной физкультурой являются не просто обучением различным комплексам упражнений. Во время занятий реабилитолог обращается к интеллекту и воображению учеников, добиваясь осмысленного выполнения упражнений. Занятия построены так, что включаются и творческие возможности: люди поют, танцуют, играют. Также важно, что создаются условия для проявления внимания, доброжелательности.
На определенных занятиях ученики, с помощью специалистов Центра, осваивают различные методы психологического тренинга: аутогенную тренировку, приемы нервно-мышечной релаксации. Применение этих методов дает непосредственный положительный результат, предохраняя от срыва нервную систему. У пациентов нормализуется сон, снижается раздражительность. При частных беседах выясняется, что многие из них, применяя определенные методы релаксации, научились контролировать свои эмоции, снимать чувство напряжения, сдерживать негативные эмоциональные выплески и использовать состояние нервно-мышечной релаксации для положительных самовнушений.
И вот здесь очень важный момент собственно реабилитационной работы - помощь в формировании тех внутренних программ, которые составят содержание самовнушений.
Внутренние программы являются результатом осмысления глубоких причин личного конфликта данного человека, его непринятия того или иного события, чаще всего - поведения того или иного человека, или группы людей. При этом устойчивость непринятия, а значит, тем самым, и глубина конфликта, базируется, во многих случаях, на определенном наборе социальных установок, некритически воспринятых личностью,
поверхностно и предвзято оцениваемых норм социального поведения, неспособности и нежелания видеть сторону другого человека.
Человеку необходимо разобраться со стереотипом своего мышления и своих реакций. И это представляет чрезвычайно сложную задачу - выбор достойных ориентиров. А ведь ориентиры такого рода - важный фактор в развитии духовно-нравственной стороны человека. Которая, собственно и составляет суть отличия человека от прочих биологических существ.
Здесь от реабилитолога требуется умение создавать условия для раскрытия человека. Прежде всего, таким условием является, конечно же, доверие, которого невозможно потребовать к себе со стороны. Доверие заслуживают. Опытом искреннего и бескорыстного служения.
Опыт подскажет реабилитологу, какие внешние условия или предпосылки, могут помочь в этом процессе совместного поиска, совместного размышления. Это могут быть беседы с глазу на глаз, которые, как правило, на начальном этапе предпочитаются человеком. Они обязательны, так как, кроме прочих важных моментов, помогают единению специалиста с тем, кто ждет от него правильной поддержки. Еще одним прекрасным условием может быть общее групповое обсуждение темы, затрагивающей современные проблемные ситуации. Причем, совсем не обязательно, чтобы предложение к обсуждению носило характер научного доклада. Большой материал для обсуждений разного рода нам дают народные сказки, народные песни.
Групповое обсуждение темы является особым условием и предпосылкой к раскрытию человеком своих особенностей и обогащению их. Группу, как правило. составляют люди с большим разбросом установок и мнений по одному и тому же вопросу. И при умении человека воспринимать мнение и высказывания другого человека появляется замечательная возможность обогатить собственное понимание вопроса. А дополнительной помощью в раскрытии коммуникативных качеств каждого человека является использование игровых психологических тренингов. После таких занятий, которые очень хорошо воспринимаются всеми, в группе отмечаются положительные сдвиги во взаимоотношениях.
Устойчивая положительная динамика подтверждается, в том числе, и тестами Спилбергера, Люшера, САН, НПН и др., проводимыми в начале и в конце программы.
Тематические общегрупповые занятия мы используем и для углубления понимания процессов саморегуляции, происходящих в человеческом организме на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях. На этих занятиях освещаются и обсуждаются конкретные вопросы здоровья. Таким образом, люди приходят к необходимости научиться правильно и гармонично выстраивать свое отношение к событиям, и к людям - участникам этих событий. Параллельно с теоретическими занятиями, проводятся и практические занятия, на которых предлагается широкий спектр оздоравливающих методик: это разные способы очищения организма, комплексы оздоровительной физкультуры, обучающие программы самомассажа, медитативно-суставная гимнастика и др. В этот же план, но другим ракурсом, входят и рассматриваемые выше аутогенная тренировка и тренинги общения.
Совместная работа специалистов и членов группы побуждает к изменению образа жизни: развивается творческий подход к предлагаемым методикам оздоровления, воспитывается новая модель поведения, формируется интерес к самооздоровлению, возрождается желание радоваться жизни.
Положительным итогом реабилитации мы считаем проснувшееся желание помогать другим. Этот факт в общем процессе оздоровления человека мы выделяем особо и поэтому тех, кто проявил подлинный интерес к работе по самовоспитанию, мы приглашаем на повторную стационарную реабилитацию для дальнейшего развития результатов.
Раз в неделю проводятся встречи за круглым столом, где подводятся итоги совместной работы за неделю. Каждый имеет возможность высказаться, поделиться своими мыслями, достижениями и открытиями. Это также позволяет осмыслить происходящие изменения и придает творческий характер реабилитационному процессу. На этих встречах выявляется и обсуждается воздействие тех или иных мероприятий на общее состояние человека. Тем самым прослеживается динамика изменений, что позволяет корректировать индивидуальные программы реабилитации.
Любая программа включает также ряд культурных мероприятий: музыкальные вечера, посещение музеев, театров, выставок, выезды на природу, выступление художественных коллективов Зеленограда. Мы считаем это важной частью реабилитации, так как улучшается эмоциональный фон и усиливается оздоравливающий эффект.
Для лучшего усвоения и продолжения занятий дома раздаются комплекты методической литературы и индивидуальные рекомендации.
Познакомившись с методами оздоровления и ощутив их положительное воздействие, ученики вдохновляются и стремятся к новым достижениям. Они с удовольствием делятся своими новыми знаниями и навыками с друзьями, родственниками и знакомыми, и тем самым вносят свой положительный опыт во взаимоотношения с людьми. Очень часто они сами приводят в наш Центр людей, нуждающихся в помощи, и ведут себя уже как радушные хозяева.
По окончании программы организуется встреча выпускников с новой группой. На этих встречах ученики обмениваются впечатлениями о пребывании в Центре, рассказывают о своих открытиях и свой оптимизм передают новым ученикам.
Причин нарушения слаженного функционирования организма может быть много. Важно их найти, переосмыслить свое отношение к жизни, к себе, к окружающим, разобраться со своим характером, избавиться от плохих привычек, взглянуть на мир другими глазами. Каждый человек может и должен научиться сам себя исцелять. Применяя определенные способы и правила, можно многое сделать самостоятельно.
Но суть исцеления человека в другом. И жизнь реабилитационного сообщества показала нам эту суть. Помогая другому, ощущая всю необходимость этой помощи, испытывая уважение к себе за проявленное терпение, доброту, ученики переходят на качественно новый уровень, учатся чувствовать друг друга, соприкасаться какими-то очень глубинными гранями внутреннего мира. В этой обстановке люди начинают вспоминать о простых вещах: любви, доброте, внимательном отношении, о тех заповедях, которые никто не отменял, и которые, в сущности, составляют основу человеческих отношений. Человек начинает возвращаться к себе…