Люди МИРа

Шумова Юлия
СПОРТ – МОЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ!
Юлия Шумова – кандидат юридических наук, президент АНО «ЦВИРИТ». В рамках проекта «Яхтенная школа Inclusive» – победитель конкурса «Спорт для всех» – Юлия помогает людям с инвалидностью осваивать яхтинг. В копилке спортивных достижений: несколько успешно состоявшихся инклюзивных экспедиций с восхождением на горы категории сложности 2а и 2б, парусные походы с ночевками на необитаемых островах, выживание в тайге и экспедиции по морю, создание инклюзивных экипажей для полноценного участия в парусных регатах!
Влад: Юлия, можете рассказать немного о себе?
Юлия: Меня зовут Шумова Юлия. Я - кандидат юридических наук, преподавала достаточно времени в нескольких государственных Университетах, руководитель проекта «Яхтенная школа inclusive», Президент автономной некоммерческой организации «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» и спортсмен по парусному спорту II разряда.
Влад: А где вы родились?
Юлия: Родилась я в г. Юрюзань Челябинской области, но до 19 лет жила в Уфе, где и окончила школу-интернат для слепых и слабовидящих, а потом переехала в Челябинск (Юлия утратила зрение в возрасте 4 лет). Стоит сказать, что тогда в плане инклюзии город был ужасен в тот период. Никакой доступной среды. К тому же мне было очень больно и неприятно от того, что город показался мне грубым, люди невежливыми, а хорошего отношения к инвалидам в нём и в помине не было в те времена. Я была отверженной.
В Университете, в который я поступила, чувствовала себя белой вороной, потому что в городе просто не было культуры общения с инвалидами. Очень часто проскальзывали фразы о том, что ты же слепая, как же ты дальше учиться будешь. Политика была жёсткой. Либо подстраиваешься под всех, либо выбираешь другую форму обучения. К тому же, добраться до самого Университета было весьма затруднительно. Светофоры не озвучивались, и чтобы элементарно перейти дорогу приходилось ждать иногда по полчаса, так как люди в большинстве своём проходили мимо. И только один из пятидесяти мог подойти и спросить о том, нужна ли помощь. Наверное, всё это и послужило каким-то толчком для меня. Потому что, в конце концов, я решила, что ждать бесполезно и нужно что-то делать самой. Я вошла в Московскую команду «Перспектива». Это была ещё молодая команда, и я, включившись в неё, начала ездить в Москву на стажировку. А потом возвращалась в Челябинск и реализовывала новые и новые проекты по доступности.
Влад: На ваш взгляд, что тогда получилось лучше всего?
Юлия: Самым значимым для меня на тот момент стал проект - «Интегрированное образование». Тогда это называлось именно так. В рамках этого проекта я старалась донести, что не нужно смотреть на инвалидов, как на социальные отбросы, не нужно снисходить, искусственно строить препятствия. А параллельно с моим первым проектом вёлся ещё один: «Архитектурная доступная среда», где мы боролись за озвученные светофоры, за постройку пандусов, проводили самые разные социально- ориентированные мероприятия. В третьем проекте мы ходили и устраивали флэшмобы, раздавали листовки, стараясь, сформировать культуру общения с инвалидами. И вот с тех пор я и начала свой рост.
Влад: Скажите, а на чём в инклюзии стоит делать упор?
Юлия: Вообще, важно всё. Но главное - это инклюзивное взаимодействие между всеми участниками. Я даже написала учебное пособие по данному вопросу, в котором подчёркиваю эту мысль, и не только. Потому что нет никакого смысла инклюзию строить сверху. Даже если начать делать везде пандусы, широкие дверные проёмы и писать адаптированные программы, ничего не выйдет, если не показать людям, как общаться с людьми с инвалидностью. Инвалиды начнут жить полноценной жизнью только тогда, когда обычные люди начнут пускать их в свои круги общения, начнут принимать и воспринимать как равных себе.
Влад: А что должен делать сам инвалид в инклюзии?
Юлия: Интегрироваться и проявлять гибкость. Ведь невозможно же так, что есть инвалид, а остальные должны под него подстраиваться. Нет, здесь всё должно быть построено на взаимодействии.
Влад: Скажите, а по сравнению с ранними годами, слепые более активны или всё же большая их часть всё равно сидит дома?
Юлия: Раньше, ещё три года назад, я говорила, что слепые стали проявлять большую активность в различных сферах. Но сейчас в рамках двух больших проектов, связанных со спортом и туризмом, я вижу, что незрячие так или иначе всё-таки держатся друг друга. Просто для меня открытость, это тогда, когда человек с инвалидностью существует во всех сферах жизни. Это когда незрячая девушка встречается с обычным парнем, когда инвалид по зрению может прийти в клуб, где танцуют обычные люди, и танцевать с ними, общаться. Такая активность есть, но только в Москве и Петербурге. В остальных городах ситуация оставляет желать лучшего. Слепые держатся друг друга.
Влад: Когда вы создавали школу, открытость была одним из главных принципов?
Юлия: Да. Принцип инклюзии заключается в том, что инвалиды взаимодействуют с обычными людьми. И при формировании экипажа это учитывается. Всегда половина на половину.
Влад: Скажите, а что вообще заставило создать собственную школу? Ведь вы до этого ещё много где участвовали.
Юлия: Всё просто. Там не было спорта. Была лишь популяризация туризма. И я благодарю их за это, но мне нужен был спорт. Когда я была в «Парусах духа», никогда не вооружала яхту сама. Все приходили уже на всё готовое и лишь управляли, а мне хотелось глубины, мне хотелось понимания как всё устроено. У нас были походы, а мне хотелось систематического обучения и спортивных тренировок. И сейчас мы добились такого уровня, что на соседних яхтах обычные зрячие люди интересуются, как и что делать. И теперь я могу с уверенностью сказать, что я добилась, чего хотела.
Влад: А как происходил подбор персонала в школу? Ведь не каждый согласится на подобное.
Юлия: Конечно, не каждый. В начале было очень сложно. Всё началось с того, что мы выиграли грант и появились деньги. И тогда я поехала в Санкт-Петербург к Александру Николаевичу Забалуеву, директору «Первой яхтенной школы» и рассказала свою идею. В конце концов, он согласился, и мы пошли знакомиться с Капитанами. Мы вышли на пирс, где были пришвартованы яхты, и Александр Николаевич познакомил меня с Капитанами двух яхт. Я тут же бросилась рассказывать о своей идее, а они вдруг замолчали. Я говорила, а они смотрели на меня, наверное, обречённо, хотя точно я не знаю. И вот когда я договорила, Капитаны сказали свое слово: Михаил мне сказал, что, если ты не боишься, можно попробовать, и согласился работать со слепыми, а Николай взял в обучение глухих ребят.
Влад: А почему именно глухие?
Юлия: Потому что я знала как с ними работать. Это потом я начала заниматься инвалидами с нарушением опорно-двигательной системы.
А тогда, в первый раз, мне нужны были те, с которыми я знаю, как работать. Я дала объявление, и почти сразу нашлись и слепые, и глухие. В конце концов, было принято решение, сформировать два экипажа слепых и два - глухих. Денег на это не хватало, но Александр Николаевич сказал, что добавит. Вот так и начали работать. Михаил Сентябрёв взял слепых, а Николай Мацына взял глухих.
Влад: А какой процент людей отсеивается?
Юлия: На объявление откликаются допустим 60 человек, до воды доходит где-то 45, в первый месяц тренировок исчезают ещё 10. Мы никого не уговариваем и сразу предупреждаем, что это именно спорт, в котором важна жёсткая дисциплина. У нас есть свой распорядок, который необходимо соблюдать. Тренировка начинается в 18:00, значит в 17:30 весь экипаж должен быть на берегу. Заходим на яхту, раскручиваем паруса и начинаем заводить. Затем мы тщательно моем яхту и только тогда на борт заходит Капитан. Дальше назначаются судовые роли. Кто-то на стакселе - средний парус, кто-то на гроте - большой парус, а кто-то зрячий отправляется на нос, так как слабовидящим и незрячим на нос не нужно. Нос или бак - самая подвижная часть яхты. Сама тренировка идёт не меньше 3-х часов. А после тренировки мы всё скручиваем аккуратнейшим образом, а затем Капитан устраивает «разбор полётов». Что получилось, а что нет.
Влад: Интерес к яхтам - это что-то из детства или же вы приобрели его позднее?
Юлия: Я - человек с одной стороны очень серьёзный и правильный, а с другой - мне всегда хочется драйва, экстрима, люблю острые ощущения. И мне нравится принимать решения в подобных условиях. А любовь к экстриму, наверное, всё же из детства. Я - из тайги, и когда городские ребята катались с ледяных горок, аккуратно построенных во дворе, мы катались с настоящих гор Уральского хребта, и это было захватывающе. Я думаю, все незрячие немного экстремалы - так или иначе.
Влад: А что для вас спорт в данный момент?
Юлия: Для меня? Это - смысл жизни! Мне всегда нужно быть в движении. Я устала от сидячей работы.
Влад: Чтобы изменить мир вокруг себя, что нужно сделать самому?
Юлия: Нужно знать и чувствовать современные тренды, ведь они постоянно меняются. Необходимо соизмерять их и свои возможности. Гибкость всегда должна быть.