Основные положения реабилитационной концепции, лежащей в основе деятельности «МИР Человека – Реабилитационное Сообщество»
Наше понимание реабилитационного процесса основано на многолетнем опыте работы с инвалидами и ветеранами. Особое значение нами придаётся личной активности человека, пережившего травму, его волевому стремлению быть включённым в жизнь общества, приносить ему пользу. Наша работа убедительно подтверждает, что успешная реабилитация возможна, когда адекватная поддержка извне проходит с приложением адекватных усилий самого человека.
- Реабилитация – процесс психологической поддержки, направленной на формирование волевых ресурсов и развитие личности. Главный успех реабилитации в том, что человек не только стремится найти выход, но и обретает конкретные пути выхода из «безвыходной» ситуации. На обеспечение этого процесса должны быть направлены усилия и помощь специалистов и окружающих, независимо от области, в которой развивается реабилитационная деятельность. Положительный итог реабилитации – проснувшееся желание помогать другим.
- В основе потребности в реабилитации лежат нарушенные взаимоотношения человека и мира. Нарушение взаимоотношений с окружением прослеживаются в самых разных случаях травматической ситуации - теракт, стихийное бедствие, криминальные действия, военные действия, получение инвалидности и т.д. Необходимость реабилитации возникает тогда, когда в результате неспецифической травматической реакции происходит запуск дезинтеграционных процессов. Главная реабилитационная стратегия должна касаться формирования нарушенных травмой связей человека с другими людьми, окружающей средой. Без восстановления этих взаимоотношений невозможно развитие человека, его личности.
- Важнейшая роль в процессе реабилитации отводится личной активности, приложению собственных усилий для победного выхода из травмы.
- Важнейшим условием реабилитации является поддержка общества, построение взаимоотношений, способствующих оздоровлению, духовно-нравственному, творческому развитию людей. Работа не только с травмированным человеком, но и с его семьей, ближайшем окружением. Они первые должны стать тем поддерживающим сообществом, которое помогает, а не создает дополнительные преграды в виде гиперопеки, неверия в возможности, повышенной тревожности и т.п.
- Есть много подходов к изучению личности, обилие методик, призванных регулировать формы поведения. Но лучшее – личный пример поведения в ситуациях, которые вызывают негативное отторжение, агрессивные всплески или чувство безысходности. Человеку, проявляющему слабость перед жизненной реальностью, нужен убедительный пример поведения другого в подобной реальности.